Первый экспонат от гостя нашего сайта.
Фотозагадка из 50-х годов: шикарный лимузин представительского класса на улице Красноармейской, у входа в пединститут.
Первая мысль: что-то трофейное. Однако ни Опель Капитан, ни Опель Адмирал, ни Хорьхи, ни прочие европейские или даже американские машины с автомобилем на фото по разным нюансам не совпадали. Да, загадка… На всякий случай посмотрим советские. Ну как же я не смог сразу угадать родной отечественный ЗИС 101! Ведь столько характерных деталей – а «запаска» на четверть в переднем крыле, и неповторимый профиль. Конечно же, бесспорно – это отечественный лимузин из СССР «высшего», как тогда говорили, класса.
ЗИС 101 создавался как машина Сталина, но Сталин этой машиной так и не воспользовался. Однако для партийно-хозяйственного актива этот автомобиль оказался весьма кстати. Дело в том, что летом 1937 года глава НКВД Ежов… запретил эксплуатацию в Москве и Ленинграде иностранных автомобилей. Объяснил он это борьбой с дорожными заторами (!) – с пробками Москва познакомилась ещё во времена НЭПа, и даже расширение улицы Горького и ликвидация садов на Садовом кольце, не спасли столицу от этой напасти.
История модели
Серийный выпуск ЗИС 101 начался в уже ноябре 1936-го… Выпускали их по 4-5 штук в день, и с 3 ноября 1936 по 7 июля 1941 года было произведено 8752 автомобиля.
Несмотря на то, что ЗиСов хватало далеко не всем партийным советским и хозяйственным работникам, и многим приходилось ездить на простых «эмках», 55 автомобилей была передана в 13-й московский таксопарк. Эксплуатировались такие такси и в других городах. К примеру, в 1939 г. в Минске насчитывалось три такси ЗИС-101. Такси-лимузины имели свои специальные стоянки в центре столицы – рядом с гостиницей «Москва», перед Большим театром, у метро «Площадь Свердлова». Проезд на ЗиСе стоил 1 рубль 40 копеек за километр, в то время как на такси-эмке только рубль. Кроме того, ЗиС-101 стал также и первой советской «маршруткой».
Были построены также опытные образцы ЗиС-101Б со ступенчатым багажником и рядом усовершенствований в шасси, а также ЗиС-103 с независимой подвеской передних колес. Однако реализовать эти замыслы не удалось из-за начавшейся войны. К этому моменту завод успел изготовить около 600 автомобилей ЗиС-101А. Кстати, ЗиСы… свободно продавались и населению! Стоили они 40 тысяч рублей, или, соответственно, 118 «тогдашних» средних зарплат. Тем не менее, ученые, писатели и артисты с удовольствием его покупали. Среди покупателей были Любовь Орлова, Алексей Толстой, Алексей Стаханов и другие знаменитости.
Кто же ездил на ЗИСе 101 в Кирове, и какой организации принадлежала машина, остается только догадываться. Но уж явно это было не такси.
Евгений Пятунин