Экспонат будет представлен на выставке, посвященной 15-летию Кировского отделения Союза дизайнеров России, которая откроется в Инженериуме (Преображенская, 41) 29 сентября, в рамках экспозиции «Вятский промышленный и индустриальный дизайн», подготовленной музеем ВятГУ.
Мотороллер Вятка-«Электрон». Год выпуска – 1976-й. Сделан на Вятскополянском заводе «Молот». Владелец и автор реставрации Евгений Катаев («Гран-при» в рубрике «лучшая работа» на сайте «Советские мотороллеры»).
Этот мотороллер не случайно появился в нашем музее – ведь именно в прошлом месяце исполнилось ровно 60 лет началу производства легендарных мотороллеров «Вятка» на Вятскополянском заводе «Молот». Но если первый мотороллер (ВП-150, или, как говорили в народе, «пузатая» Вятка, был скопирован с итальянской «Веспы», то «Электрон», как и вторая модель ВП-150-М), являлись собственными разработками «молотовцев», как по технической части, так и в отношении дизайна.
Кстати, юбилей вятских мотороллеров был отмечен мотопробегом именно на тех, первых «Вятках». Самым отдаленным участникам пришлось преодолеть более 2500 км.
Рассказывает зав. музеем ВятГУ Евгений Пятунин:
«Мотопробег, посвященный 60-летию запуска в производство мотороллеров «Вятка», стартовал 22 июля в Мариуполе, а финишировал возле проходной Вятскополянского машиностроительного завода «Молот», давшего жизнь мотороллеру.
Инициатор пробега преподаватель вуза, кандидат экономических наук Алексей Минц преодолел на «Вятке» 1965 года выпуска путь длиной 2100 километров до Казани. А после того как в столице Татарстана к нему присоединились еще трое мотолюбителей, вместе с ними прошел еще 180 километров до Вятских Полян. В Казани Алексея встретили житель города Альберт Фаритов (он представил туристский вариант тульского мотороллера) и прибывшие сюда на «Вятках» Антон Котов из Нижнего Новгорода и Василий Смирнов из Йошкар-Олы.
Я, как представитель ВятГУ, и мастер-реставратор старинной техники Евгений Катаев — приехали в Вятские Поляны из Кирова для того, чтобы помочь с организацией встречи, а также познакомиться с любителями раритета и вместе с ними полюбоваться одной из визитных карточек Кировской области.
В Вятских Полянах мотолюбителей встретили инспектор местного отделения ГИБДД Александр Линок, начальник отдела «Молота» Елена Селезнева и сотрудник Вятскополянского исторического музея Ирина Чижикова..
Алексей Минц подарил встречающим сувенирный флаг с изображением «Вятки» и автографами участников пробега. После чего путешественники вместе с сотрудниками Госавтоинспекции под сирены и мигалки провели по городу «мотороллерный пробег безопасности». Гостей ознакомили с экспонатами музеев — заводского, краеведческого и дома-музея Шпагина… Об историческом для Вятских Полян событии участники отозвались так: «Те, кто живет у моря, не замечают его красоты и величия, их видят другие. Так же получилось и с мотороллером…»
На вопрос «Чем вам дорога мототехника прошлого века и как она себя вела на столь дальнем пути?» все четверо ответили одинаково: «Если к ней относиться с душой, она не подведет, а для езды по городу и на небольшие расстояния «два колеса» — то, что надо!»Историческая справка
Вятскополянский машиностроительный завод «Молот» организован на базе местной шпульной фабрики. Осенью 1941-го сюда эвакуировали станки и оборудование из подмосковного Загорска. К этому времени государственная комиссия приняла на вооружение Красной армии пистолет-пулемет Шпагина, и уже в ноябре первая партия знаменитого ППШ была отправлена из Вятских Полян на фронт.
После войны завод перешел на мирную продукцию. В 1956-м вятскополянские машиностроители и специалисты Центрального экспериментально-конструкторского бюро города Серпухова Московской области приступили к проектированию первого отечественного мотороллера с двигателем, имеющим рабочий объем цилиндра 150 кубических сантиметров. В 1957 году первая «Вятка» возглавила первомайскую колонну в Вятских Полянах.В конце 1974 года был налажен выпуск очередной модификации — Вятка-3-«Электрон». Отличий между ним и В-150М немного. Принято считать, что <Электрон> <уникален> разве что электронной системой зажигания, впервые примененной в отечественном автомобиле- и мотоциклостроении. Этот пункт самый важный, но далеко не единственный.
История «Вяток» закончилась в 1979 году. Официально причина отказа от производства мотороллеров. Но легендарные машины стали историей, их по прежнему любят и помнят – о чем свидетельствует, в том числе, и прошедший мотопробег.